Акмуллинская олимпиада

Савина Татьяна Владимировна, 7 класс МАОУ ДОД «ДЭЦ» г. Стерлитамак

Научный руководитель: Гизатуллина Гульназ Фанисовна, педагог дополнительного образования

БИОИНДИКАЦИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ГОРОДСКОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ПО ЛИСТЬЯМ ДРЕВЕСНЫХ РАСТЕНИЙ Г. СТЕРЛИТАМАК

В настоящее время особенно остро стоит проблема сохранения биоразнообразия, в том числе и человека, напрямую связанного с ухудшением состояния качества окружающей среды. На сегодняшний день одним из эффективных и недорогих методов биомониторинга является фитоиндикация, так как растения считаются надежными индикаторами загрязнения природной среды различными токсическими веществами.

Наиболее чувствительным органом растений является зеленый лист, так как он очень подвержен действию токсических газов. Угнетение роста листьев находится в прямой зависимости от степени загазованности местообитания: чем выше загрязнение воздуха, тем меньше морфометрические параметры листа. Для того чтобы более наглядно продемонстрировать эту закономерность, необходимо не просто сравнить листья визуально, а определить и сравнить их площади и размеры.

Исходя из этого целью данной работы является: Определение качества состояния окружающей среды методом биоиндикации – зависимости развития листовой пластинки от фактов окружающей среды.

Для решение этой цели были поставлены следующие задачи:

1) Овладеть методикой определения площади листьев у древесных растений в загрязненной и чистой зонах города Стерлитамака.

2) Оценить качество среды изучаемой местности на примере города Стерлитамака.

3) Убедиться в возможности использования биоиндикации в оценке экологических факторов.

4) Посадка тополей в парках и скверах города Стерлитамака

Объект исследования: Тополь

Методика определения площади листовой пластины древесных растений в загрязненной и чистой зонах города. Существует несколько способов измерения площади листьев. По методике М.С. Миллера (Летние практические…, 1973) – это весовой метод, при помощи светочувствительной бумаги, подсчета квадратиков на миллиметровой бумаге, планиметрический. Модификацией данного метода является разработка Л.В. Дорогань, где предварительно для древесной породы определяется переводной коэффициент, а затем, путем измерение длинны и ширины производят массовые вычисления листьев.

Оборудование, материалы: Писчая бумага, Ножницы, Линейка, Весы. Листья древесных растений с простой и небольшой листовой пластинкой: Липы, клена, березы или тополя.

Ход работы: Во время экскурсии по городу срезают нужное количество листьев каждой древесной породы, с деревьев, растущих в разных условиях, затем складывают в пакеты и относят в лабораторию. Установление переводного коэффициента основано на сравнении массы квадрата бумаги с массой листа, имеющего такую же длину и ширину. Для этого берут бумагу, лучше в клеточку и очерчивают квадрат, равный длине и ширине, а затем аккуратно обрисовывают его контур. Вычисляют площадь квадрата бумаги, вырезают и взвешивают его, затем вырезают контур листа и так же взвешивают. Из полученных данных вычисляют переводной коэффициент по формулам 1 и 2. Где: - K – Переводной коэффициент, - S – Площадь листа (л), или квадрата бумаги (кв). - P – Масса квадрата бумаги, или листа

Вычисление коэффициента производится на основании средних факторов (6-7 листьев). Таким же расчетом он устанавливается отдельно для каждого вида растений. Затем измеряют длину (А) и ширину (В) и умножают на переводной коэффициент (К) (формула3): S=A B K ** (3) Получаем ряд значений изменчивости площади листьев для каждой древесной породы в разных экологических условиях. Для каждого ряда вычисляют среднеарифметические величины, сравнивают между собой.

Результаты исследования 1 этап: Исследования проводились во время летнего профильного лагеря 2011 года. Учитывая все вышеуказанные факты и материалы, в экспериментальной части были выбраны следующий объекты исследования: Тополь.

В августе, согласно выбранной методике, было собрано по 20 образцов листьев Тополя:

1. На территории школы.

2. Парковая зона (Парк Гагарина).

3. Промышленная зона (около хим. заводского кольца). Для определения массы тетрадного листа и листьев использовали методику Миллера.

Измерение переводного коэффициента произвели по формулам 1, 2. Площадь листовой пластинки определили, используя формулу 3. В ходе выполнения исследования, используя вышеназванную методику, определили значение переводного коэффициента для измерения площади листовой пластинки: для тополя – 0,60. Ход вычисления занесен в табл.1. Используя значения переводного коэффициента, определила площади листовых пластинок Тополя черного из разных экологических зон (табл.2).


2 этап работы: был проведен в сентябре 2012 года. Нами на территорий Детского экологического центра были посажены 1600 саженцев пирамидальных тополей из них проросли 530 штук тополей. Нами была проведена Акция «Посади свое дерево», нами выращенные саженцы тополей и были посажены около 16 шт. тополей, в скверах и в парках города непосредственно в сквере Сквер Шепелюка.

Выводы: Сравнив полученные результаты, сделали соответствующие выводы: Под влиянием техногенных факторов в зеленой массе растений уменьшается содержание хлорофилла. Ткани растений изменяют цвет на желтый, красный, растение часто поражает хлороз (вызвано попаданием на листья кислот, солей тяжѐлых металлов). Кроме того:

1. Овладела методикой определения площади листовой пластины древесных растений (тополя), в парковой зоне, на территории МБОУ СОШ № 2 и Промышленной зоне. Район города, где оказалось наибольшее загрязнение листовых пластинок, это Промышленная зона (хим. заводское кольцо) так как в этой зоне находятся действующие химические заводы и автодорога. Менее загрязненная зона на территории нашей школы. А благоприятная зона – это парк Гагарина.

2. Была проведена экологическая акция «Вырасти и посади свое дерево» и было посажено около 16 тополей в сквере, так как Тополь в отличие от других растений больше очищает и увлажняет воздух.

Литература

1. Болбас М. М. Основы промышленной экологии, М. 1993.

2. Владимиров А. М. Охрана окружающей среды, М. 1991.

3. Жигарев И.А., Общая экология: экскурсии, практические и лабораторные работы,М:1998.

4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России, М. 1996 .