Бикбаева Альфия
МБОУ СОШ №2 с. Толбазы
Руководитель: Юнусова Рима Ильдусовна,учитель биологии
ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ
В наши дни взаимодействие общества и природы благодаря
появлению новых отраслей науки, техники, производства и расширению
сферы влияния трудовой деятельности людей на окружающий мир стало
настолько тесным, что вторжение человека в природу уже не может быть
хаотическим и безграничным. Оно должно определенным образом
регулироваться, иначе человечество окажется перед лицом экологической
катастрофы.
Проблема взаимоотношений человека и природы не нова, но лишь во
второй половине XX века антропогенный «пресс» на природную среду
составил угрозу продуктивности биосферы и качеству условий жизни
самого человека. В настоящее время общество осознает, что основными
факторами устойчивого развития являются гарантии экологической
безопасности, принимаемые мировым сообществом. Поэтому вполне
закономерно, что в начале XXI века у ученых не вызывает сомнения
необходимость развертывания широкомасштабного экологического
образования.
Как и всякая наука, экология имеет свои законы, которые
характеризуют взаимоотношения различных элементов экосистемы и, в
конечном итоге, все процессы в биосфере. К сожалению, по сей день не
стало доминирующим и безусловным положение о том, что всѐ в Природе
подчиняется единым законам. Таким образом, актуальным становится
осуществление деятельности, направленной на формирование
экологической культуры обучающихся средствами предмета через
развитие его творческого потенциала, включение в активную
исследовательскую и преобразовательную деятельность по охране
окружающей среды и здоровья населения.
Актуальность темы. В современную эпоху, характеризующуюся обострением взаимоотношений человеческого общества и природы, усиливается противоречие между запросом общества в грамотных людях, способных ответственно и адекватно использовать природные условия и распоряжаться природными ресурсами, и существующей образовательной практикой, которая не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к экологической подготовке школьников. Одно из основных условий эффективного осуществления решений и мер, направленных на рациональное природопользование и предотвращение кризисных ситуаций – знание экологических законов. Разрабатывая систему повышения экологической культуры школьников, выделили ряд противоречий, которые необходимо решить в ходе исследования:
– неблагоприятной экологической ситуацией, в которой вынуждены жить школьники, и отсутствием знаний, умений, навыков самовыживания;
– традиционным содержанием биологического образования и возрастающей ролью экологических знаний;
– междисциплинарным, интегративным характером экологических знаний и отсутствием однопредметной координации в их изучении в цикле естественных дисциплин;
– практической направленностью экологического воспитания и
отсутствием практических заданий экологического характера, а также
творческих заданий, способствующих формированию экологического
мышления и культуры.
Данные противоречия выявили проблему – как при изучении
экологии на кружковых занятиях, при подготовке к олимпиадам в
доступной форме изучить основные экологические законы. Данная
проблема выдвигает цель исследования – совершенствование системы
изучения экологических законов.
Объектом исследования выступает процесс работы с детьми.
Предметом исследования служит создание системы изучения
законов (формирование пакета методических материалов), которая
поможет достичь высокой результативности в олимпиадах, в научно-практических конференциях.
Гипотеза исследования заключается в том, что целенаправленная
работа по совершенствованию системы изучения экологических законов
позволит усилить эффективность усвоения этих законов, применить знания
при подготовке к олимпиадам, при проведении внеклассных мероприятии.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой
гипотезы нами сформулированы задачи исследования:
провести обзор литературы по вопросам становления и развития
системы экологической подготовки школьников;
определить законы и принципы экологии;
выявить наиболее эффективные современные подходы к изучению
экологических законов.
апробировать, внедрить разработанные учебно-методические
материалы при проведении кружковых занятий, при подготовке к
олимпиаде.
О необходимости развития способностей школьников оценивать
состояние окружающей среды, принимать правильные решения по еѐ
улучшению, предвидеть возможные последствия человеческого
воздействия писали и говорили многие ученые (С.Н. Глазачев, А.Н.
Захлебный, Т.В. Звонкова, В.П. Максаковский, В.В. Николина, И.Н.
Пономарева, Н.Н. Родзевич, В.П. Соломин, Д.П. Финаров, и др.) однако в
практике изучения экологии экологическим законам уделяется мало
внимания, но они иногда очень сложно звучат и мы, ученики, порой не
понимаем смысла.
В данной работе использовался опыт работы с учащимися МБОУ
СОШ №2 села Толбазы. Как показали результаты эксперимента,
школьники затрудняются в установлении причинно-следственных связей и
формулировании выводов при рассмотрении законов экологии. Так,
большинство учащихся не могут обосновано предсказать последствия
деятельности человека в природе (обоснованные ответы были только у 5 %
от числа опрошенных).
Для решения поставленных задач и проверки гипотетических
положений на теоретическом уровне применялись методы теоретического
анализа, в исследовании реализованы статистические методы.
Научная новизна заключается в том, что будет впервые
теоретически обоснована и экспериментально проверена методическая
система изучения законов экологии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что
материалы исследования могут быть использованы на уроках и занятиях
элективного курса и кружка по экологии.
Выбор варианта подготовки к изучению законов экологии. Для
подготовки был выбран вариант, который предполагает наличие учащихся
определенного уровня знаний по экологии.
Для реализация этого варианта необходимо выявить уровень
мотивации (ценностно-мотивационный критерий) в процессе
формирования экологических знаний по вопроснику Коростылевой Т.В.,
Курдюковой Н.А.
В результате апробации данной методики, в которой приняли участие 15 учащихся, выяснилось что, среди детей, участвующих эксперименте, имеют: высокий уровень развития – 60%; средний уровень развития – 40%; низкий уровень развития – 0%.
Все обучающиеся, которые участвуют в эксперименте, имеют средний и высокий уровень мотивации.
Выявление уровня знаний учащихся экологических законов
Для данного этапа эксперимента было проведено тестирование учащихся по вопросам олимпиадных заданий по экологии. Вопросы были подобраны из заданий разных лет и разной сложности, но именно касающиеся законов экологии.
По результатам тестирования можно сделать вывод о том, что
справились с заданием только 35% учащихся, 45% ответили не на все
вопросы, 30% – не справились с заданием.
Выявление объѐма, уровня и прочности знаний экологических законов после внедрения в практику кружкового занятия «Законы Коммонера» и разработки «Законы экологии». Для выявления объѐма, уровня и прочности знаний экологических законов были проведены школьные олимпиады по экологии , анализ которых приведен в таблице1.
Возросло количество детей, набравших максимальные баллы за счет
дополнительной работы по источникам литературы и изучения разработки
«Законы экологии».
Выявление уровня развития практических навыков и
творческих способностей в процессе эксперимента (деятельностно-практический критерий) до и после изучения курса по рабочей
программе «Юный эколог».
Обработка и интерпретация результатов
а) соответствует низкому уровню развития (1 балл)
б) соответствует среднему уровню развития (2 балла)
в) соответствует высокому уровню развития (3 балла)
Наблюдается позитивная динамика в уровне практических навыков,
творческих способностей детей, посещающих занятия дополнительного
образования.
Разработка и реализация программы внеурочной деятельности
обучающихся по экологическому воспитанию обучаемых «Юный эколог»
позволяет, полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал
природоведческих знаний, обеспечивает более надежные основы
экологической ответственности школьников, способствует расширению
кругозора учащихся, укрепляет интерес к познанию.
В результате проделанной работы мы пришли к следующим
выводам:
1. Изучение законов экологии возможно и нужно
2. Более подробно законы экологии можно изучать на занятиях
дополнительного образования по экологии
3. Разработанное нами методическое руководство, конспект урока
позволили привить учащимся определенные теоретические знания в
области законов экологии, способствовало формированию у них
целостного научного мировоззрения о природе окружающего нас мира.
Таким образом, теоретически и экспериментально обоснована
эффективность данной системы изучения экологических законов.
Результаты проведенного эксперимента подтверждают правильность
гипотезы исследования.
Литература
1. Андреева Н.Д., Соломин В.П., Васильева Т.В. Теория и методика
обучения экологии: учебное пособие для студентов высших учебных
заведений, обучающихся по направлению 050100 - Естественно-научное
образование. М.: Академия, 2009.
2. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура: Пробное
учебное пособие для учащихся школ, гимназий, лицеев, колледжей,
студентов педвузов, вузов культуры и учителей. М.: Горизонт, 1997. 208с.
3. Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в
средней общеобразовательной школе: Автореф. докт. пед. наук. М., 1986.
32 c.
4. Николина В.В. Теоретические основы формирования
эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе в процессе обучения географии: Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб.: РГПУ им.
А.И.Герцена, 1999. 47с.
4. Одум Ю. Основы экологии. М.: Мир, 1975.
5. Организация экологического образования в школе/ Под ред.
И.Т. Суравегиной. М., 1990. 214 с.
6. Сборник статей. Вып. II// Под ред. М.Н. Сионовой и Э.А. Поляковой. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского. 2005. C. 180-217.