Акмуллинская олимпиада

Бикбаева Альфия МБОУ СОШ №2 с. Толбазы

Руководитель: Юнусова Рима Ильдусовна,учитель биологии

ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ

В наши дни взаимодействие общества и природы благодаря появлению новых отраслей науки, техники, производства и расширению сферы влияния трудовой деятельности людей на окружающий мир стало настолько тесным, что вторжение человека в природу уже не может быть хаотическим и безграничным. Оно должно определенным образом регулироваться, иначе человечество окажется перед лицом экологической катастрофы.

Проблема взаимоотношений человека и природы не нова, но лишь во второй половине XX века антропогенный «пресс» на природную среду составил угрозу продуктивности биосферы и качеству условий жизни самого человека. В настоящее время общество осознает, что основными факторами устойчивого развития являются гарантии экологической безопасности, принимаемые мировым сообществом. Поэтому вполне закономерно, что в начале XXI века у ученых не вызывает сомнения необходимость развертывания широкомасштабного экологического образования.

Как и всякая наука, экология имеет свои законы, которые характеризуют взаимоотношения различных элементов экосистемы и, в конечном итоге, все процессы в биосфере. К сожалению, по сей день не стало доминирующим и безусловным положение о том, что всѐ в Природе подчиняется единым законам. Таким образом, актуальным становится осуществление деятельности, направленной на формирование экологической культуры обучающихся средствами предмета через развитие его творческого потенциала, включение в активную исследовательскую и преобразовательную деятельность по охране окружающей среды и здоровья населения.

Актуальность темы. В современную эпоху, характеризующуюся обострением взаимоотношений человеческого общества и природы, усиливается противоречие между запросом общества в грамотных людях, способных ответственно и адекватно использовать природные условия и распоряжаться природными ресурсами, и существующей образовательной практикой, которая не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к экологической подготовке школьников. Одно из основных условий эффективного осуществления решений и мер, направленных на рациональное природопользование и предотвращение кризисных ситуаций – знание экологических законов. Разрабатывая систему повышения экологической культуры школьников, выделили ряд противоречий, которые необходимо решить в ходе исследования:

– неблагоприятной экологической ситуацией, в которой вынуждены жить школьники, и отсутствием знаний, умений, навыков самовыживания;

– традиционным содержанием биологического образования и возрастающей ролью экологических знаний;

– междисциплинарным, интегративным характером экологических знаний и отсутствием однопредметной координации в их изучении в цикле естественных дисциплин;

– практической направленностью экологического воспитания и отсутствием практических заданий экологического характера, а также творческих заданий, способствующих формированию экологического мышления и культуры.

Данные противоречия выявили проблему – как при изучении экологии на кружковых занятиях, при подготовке к олимпиадам в доступной форме изучить основные экологические законы. Данная проблема выдвигает цель исследования – совершенствование системы изучения экологических законов.

Объектом исследования выступает процесс работы с детьми.

Предметом исследования служит создание системы изучения законов (формирование пакета методических материалов), которая поможет достичь высокой результативности в олимпиадах, в научно-практических конференциях.

Гипотеза исследования заключается в том, что целенаправленная работа по совершенствованию системы изучения экологических законов позволит усилить эффективность усвоения этих законов, применить знания при подготовке к олимпиадам, при проведении внеклассных мероприятии.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы нами сформулированы задачи исследования:

провести обзор литературы по вопросам становления и развития системы экологической подготовки школьников;

определить законы и принципы экологии;

выявить наиболее эффективные современные подходы к изучению экологических законов.

апробировать, внедрить разработанные учебно-методические материалы при проведении кружковых занятий, при подготовке к олимпиаде.

О необходимости развития способностей школьников оценивать состояние окружающей среды, принимать правильные решения по еѐ улучшению, предвидеть возможные последствия человеческого воздействия писали и говорили многие ученые (С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, Т.В. Звонкова, В.П. Максаковский, В.В. Николина, И.Н. Пономарева, Н.Н. Родзевич, В.П. Соломин, Д.П. Финаров, и др.) однако в практике изучения экологии экологическим законам уделяется мало внимания, но они иногда очень сложно звучат и мы, ученики, порой не понимаем смысла.

В данной работе использовался опыт работы с учащимися МБОУ СОШ №2 села Толбазы. Как показали результаты эксперимента, школьники затрудняются в установлении причинно-следственных связей и формулировании выводов при рассмотрении законов экологии. Так, большинство учащихся не могут обосновано предсказать последствия деятельности человека в природе (обоснованные ответы были только у 5 % от числа опрошенных).

Для решения поставленных задач и проверки гипотетических положений на теоретическом уровне применялись методы теоретического анализа, в исследовании реализованы статистические методы.

Научная новизна заключается в том, что будет впервые теоретически обоснована и экспериментально проверена методическая система изучения законов экологии.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы на уроках и занятиях элективного курса и кружка по экологии.

Выбор варианта подготовки к изучению законов экологии. Для подготовки был выбран вариант, который предполагает наличие учащихся определенного уровня знаний по экологии.

Для реализация этого варианта необходимо выявить уровень мотивации (ценностно-мотивационный критерий) в процессе формирования экологических знаний по вопроснику Коростылевой Т.В., Курдюковой Н.А.

В результате апробации данной методики, в которой приняли участие 15 учащихся, выяснилось что, среди детей, участвующих эксперименте, имеют: высокий уровень развития – 60%; средний уровень развития – 40%; низкий уровень развития – 0%.


Все обучающиеся, которые участвуют в эксперименте, имеют средний и высокий уровень мотивации.

Выявление уровня знаний учащихся экологических законов

Для данного этапа эксперимента было проведено тестирование учащихся по вопросам олимпиадных заданий по экологии. Вопросы были подобраны из заданий разных лет и разной сложности, но именно касающиеся законов экологии.

По результатам тестирования можно сделать вывод о том, что справились с заданием только 35% учащихся, 45% ответили не на все вопросы, 30% – не справились с заданием.

Выявление объѐма, уровня и прочности знаний экологических законов после внедрения в практику кружкового занятия «Законы Коммонера» и разработки «Законы экологии». Для выявления объѐма, уровня и прочности знаний экологических законов были проведены школьные олимпиады по экологии , анализ которых приведен в таблице1.


Возросло количество детей, набравших максимальные баллы за счет дополнительной работы по источникам литературы и изучения разработки «Законы экологии».

Выявление уровня развития практических навыков и творческих способностей в процессе эксперимента (деятельностно-практический критерий) до и после изучения курса по рабочей программе «Юный эколог».

Обработка и интерпретация результатов

а) соответствует низкому уровню развития (1 балл)

б) соответствует среднему уровню развития (2 балла)

в) соответствует высокому уровню развития (3 балла)


Наблюдается позитивная динамика в уровне практических навыков, творческих способностей детей, посещающих занятия дополнительного образования.

Разработка и реализация программы внеурочной деятельности обучающихся по экологическому воспитанию обучаемых «Юный эколог» позволяет, полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечивает более надежные основы экологической ответственности школьников, способствует расширению кругозора учащихся, укрепляет интерес к познанию.

В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:

1. Изучение законов экологии возможно и нужно

2. Более подробно законы экологии можно изучать на занятиях дополнительного образования по экологии

3. Разработанное нами методическое руководство, конспект урока позволили привить учащимся определенные теоретические знания в области законов экологии, способствовало формированию у них целостного научного мировоззрения о природе окружающего нас мира.

Таким образом, теоретически и экспериментально обоснована эффективность данной системы изучения экологических законов.

Результаты проведенного эксперимента подтверждают правильность гипотезы исследования.

Литература

1. Андреева Н.Д., Соломин В.П., Васильева Т.В. Теория и методика обучения экологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 - Естественно-научное образование. М.: Академия, 2009.

2. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура: Пробное учебное пособие для учащихся школ, гимназий, лицеев, колледжей, студентов педвузов, вузов культуры и учителей. М.: Горизонт, 1997. 208с.

3. Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: Автореф. докт. пед. наук. М., 1986. 32 c.

4. Николина В.В. Теоретические основы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе в процессе обучения географии: Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. 47с.

4. Одум Ю. Основы экологии. М.: Мир, 1975.

5. Организация экологического образования в школе/ Под ред. И.Т. Суравегиной. М., 1990. 214 с.

6. Сборник статей. Вып. II// Под ред. М.Н. Сионовой и Э.А. Поляковой. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского. 2005. C. 180-217.