Акмуллинская олимпиада

Ахматгареева Эльнара Эдуардовна МБОУ СОШ №2 с. Аскино Аскинский район РБ

Научный руководитель: Фатихова А.В., учитель биологии

ИЗУЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА МБОУ СОШ №2 С. АСКИНО

Во все времена здоровье было одним из самых важных качеств человека и человеческой жизни. И в настоящее время, в начале третьего тысячелетия, сохранение и укрепление здоровья людей является общегосударственной общественно значимой задачей. Здоровье нации предопределяется здоровьем подрастающего поколения [2].

В своей работе я хотела провести оценку здоровья подростков, не применяя при этом дорогостоящей аппаратуры, а руководствуясь доступными методиками. Так же хотела обратить внимание учащихся 8-ых классов на сохранение и укрепление своего здоровья.

Итак, целью моей работы является изучение показателей физического здоровья учащихся 8-ых классов.

Гипотеза: учащиеся 8А и 8В класса имеют гармоничное развитие и хорошее состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Задачи:

1. Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным.

2. Изучение функционального состояния дыхательной системы.

3. Изучение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Каждый человек хочет быть здоровым.

Каждый мечтает о полном, идеальном здоровье. Нет человека, который бы не заинтересовался своим здоровьем, как нет и человека, который бы в любой день и час мог дать исчерпывающую объективную характеристику состояния своего здоровья.

Рост и развитие детей и подростков неразрывно связано с качеством учебно-воспитательного процесса в школах. Установлено, что среди факторов, влияющих на состояние здоровья детей и подростков от 12% до 15% в начальной школе и от 20% до 26% к концу обучения, приходится на условия внутришкольной среды, особенно содержание, структуру и технологии, организационные формы учебно-воспитательного процесса. В нашей республике за последние 7 лет показатель заболеваемости у детей вырос на 43%. Многие дети имеют отклонения в состоянии здоровья уже до поступления в школу: 25% из них имеют хронические заболевания [5]. Этому способствует гиподинамия в школе и дома, снижение мотивации детей к занятиям физической культурой. Работоспособность детей и подростков, а также приспособляемость их физическим нагрузкам в значительной степени определяются состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем [4]. Рост и развитие организма протекает у мальчиков и девочек неодинаково. На протяжении первых девяти лет жизни девочки, как правило, отстают в росте и массе тела. В возрасте 10-11 лет девочки «обгоняют» мальчиков и «держат первенство» по этим показателям до 14-15 лет.

Большое значение для правильного построения занятий физической культурой и спортом, сохранения высокой работоспособности, имеют регулярные наблюдения, которые проводят за состоянием своего здоровья сами занимающиеся. Самоконтроль за дыханием, пульсом, массой тела и т.д. позволяют учитывать индивидуальные особенности организма и своевременно обнаруживать малейшие признаки перетренированности или переутомления.

Масса тела зависит от особенностей конституции организма, развития костной и мышечной системы, пола, возраста, климатических и других условий.

Пульс отражает работу сердечно-сосудистой системы. Очень важен контроль деятельности сердечно-сосудистой системы и во время тренировок. Рекомендуется измерять пульс до занятий и сравнить с показателями после занятий. При оптимальных физических нагрузках через 10-15 минут отдыха, после окончания выполнения упражнений, пульс возвращается к исходным величинам.

Физическое развитие детей и подростков является одним из важных показателей здоровья. Массовые исследования физического развития детей и подростков, проживающих в определенной местности, в относительно короткие сроки служат для получения средних показателей физического развития каждой возрастно-половой группы. Они являются возрастными стандартами и отражают уровень физического развития определенных контингентов детей и подростков [3].

Из всего многообразия антропометрических признаков выбирают ряд основных. Из соматометрических признаков определяют длину тела, массу тела, окружность груди, из функциональных – жизненную емкость легких, мышечную силу рук, из соматоскопических – состояние опорно- двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног, осанка, развитие мускулатуры), степень полового созревания.

Длина тела (рост стоя) характеризует состояние пластических процессов в организме.

Окружность груди является одним из основных показателей физического развития. Она характеризует объем тела, развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости. Масса тела выражает суммарное развитие костно-мышечного аппарата, подкожного жирового слоя и внутренних органов.

Все средства физического воспитания, направленные на выработку двигательных навыков, силовой ловкости и выносливости, прежде всего, связаны с деятельностью сердечно-сосудистой системы. Поэтому важной задачей является раннее выявление функциональных возможностей сердечной деятельности. Это осуществляется с помощью различных функциональных проб. В основу их положен учет изменений частоты пульса, дыхания в зависимости от положения тела или определенного мышечного напряжения. Ортостатическая проба [3].

Учитывается изменение реакции организма при переходе из горизонтального в вертикальное положение. В норме пульс учащается и артериальное давление повышается. Гарвардский степ-тест. По продолжительности выполненной работы и частоте пульса вычисляют индекс, позволяющий судить о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы.

К функциональным пробам дыхательной системы относятся: Проба Штанге. После обычного вдоха обследуемый задерживает дыхание, зажав нос пальцами. Длительность задержки дыхания зависит от возраста и колеблется у здоровых детей в возрасте от 6 до 18 лет в пределах 16-55 секунд. Проба Генчи. Обследуемый задерживает дыхание на выдохе, зажав нос пальцами. У здоровых школьников время задержки 12-13 секунд. Затем предлагается дозированная ходьба (44м в течение 30с) и вновь – задержка на выдохе. У здоровых школьников время задержки дыхания уменьшается не более чем на 50% [3].

Исследования проводились в декабре 2013 года среди учащихся 8А и 8В классов средней школы №2 с. Аскино. В исследованиях принимали участие 36 школьников в возрасте от 13 до 15 лет. В работе применяли методику, изложенную [1] и [6].

Делаем вывод о функциональном состоянии дыхательной системы, используя следующие данные: У здоровых детей 6-18 лет время задержки дыхания на вдохе колеблется от 16 до 55 секунд;

У здоровых школьников задержка дыхания на выдохе 12-13 секунд; При дозированной физической нагрузке за норму принимается уменьшение времени задержки дыхания на выдохе не более чем на 50%.

Делаем вывод о характере реакции сердечно-сосудистой системы обследуемого учащегося на ортостатическую пробу. Реакция благоприятная, если пульс учащается не более чем на 4 удара в минуту. Реакция неблагоприятная, если пульс учащается на 40 и более ударов в минуту, что говорит о невозможности выполнять физическую нагрузку [1].

Результаты исследований

1. На основании сравнения полученных антропометрических данных с табличными данными по [1], мы сделали выводы о гармоничности физического развития учащихся 8-ых классов. Получены следующие результаты: у учащихся 8А и 8В класса АСШ № 2 – 89,2% гармоничное и 10,8% дисгармоничное развитие. Рост подростков колеблется от 142 до 173 см, средний рост девушек 158,5 м составляет, средний рост юношей 162,4 см. Масса тела варьирует от 30 до 63 кг, средний вес девушек 46,5 кг, а средний вес юношей – 51,5 кг. Окружность груди изменяется от 70,0 см до 95,0 см, среднее значение у девушек 77,3 см, а у юношей – 77,2 см.

2. После проведения пробы Генчи и пробы Штанге получили следующие результаты: отклонений в функциональном состоянии дыхательной системы исследуемой группы учащихся не выявлено, поскольку после дозированной физической нагрузки не произошло уменьшения времени задержки дыхания более чем на 50%. У 100% учащихся была зафиксирована норма. Время задержки дыхания на вдохе колебалось от 27 секунд до 60 секунд, при норме от 16 до 55 с. При задержке дыхания на выдохе изменялось от 17 до 57 секунды, при норме от 12 до 13 секунд.

3. По характеру функциональной активности сердечно-сосудистой системы обследуемые распределились следующим образом: индекс А больше 50 у 56,7% учащихся, у 43,3% – ниже 50, больше 80 – нет. Соответственно, 43,3% обследованных подростков имеют средний характер активности сердечно-сосудистой системы, 56,7% – низкий, 0 % – высокий уровень. У 10,8% учащихся выявили благоприятную реакцию сердечно-сосудистой системы на ортостатическую пробу, пульс учащается не более 4 ударов в минуту. У остальных обследованных (89,2%) результаты средние. Учащихся с неблагоприятной реакцией на ортостатическую пробу не выявлено.

Выводы

1. По антропометрическим данным общее физическое развитие подростков 8А и 8В классов МБОУ СОШ №2 с. Аскино соответствует нормам для данного возраста.

2. Отклонений в функциональном состоянии дыхательной системы у обследованной группы не выявлено.

3. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы можно охарактеризовать как среднее у 43,3% и низкое у 56,7% подростков. Это говорит о том, что обследованная группа ребят недостаточно активно занимаются физической работой и спортом.

Список использованных источников

1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учебное пособие/ под ред. Алексеева С.В. М.: АОМДС, 1996. с.136-145.

2. Галяутдинова С.И., Ахмерова С.Г. Здоровье подрастающего поколения как важнейшая составляющая его образования // Башkортостан уkытыусыhы. № 3, 2002г. с.3-5.

3. Кардашенко В.Н., Кондакова-Варламова Л.П., Прохорова М.В., Стромская Е.П., Степанова З.Ф.: Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. Под ред. Кардашенко В.Н. 3-е изд.- М.: Медицина, 1983 с. 138-150.

4. Лаптев А.П.: Береги здоровье смолоду. М.: Медицина, 1988, С. 76-78.

5. Мурзабаева С. Забота о здоровье детей – государственная политика РБ // Башkортостан уkытыусыhы. № 11. 2001. С. 6-7.

6. Поддубная Л.Б. Секретные материалы о твоем здоровье. Волгоград: Учитель-АСТ, 2005. С. 11-19.