Акмуллинская олимпиада

Мурзин Рафаэль Эрнстович, Кузьмин Никита Владиславович, Степанов Илья Алексеевич МБОУ ДОД ДЭБЦ Дѐмского района городского округа г. Уфа РБ

Научный руководитель: Камалетдинова А.К. педагог ДО

МОНИТОРИНГ ВОЗДЕЙСТВИЯ АВТОТРАНСПОРТА НА КАЧЕСТВО АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА НА УЛИЦАХ ДЁМСКОГО РАЙОНА

Из всех составных частей биосферы для нормальной жизнедеятельности человека, прежде всего, нужен воздух. Без еды человек может прожить до пяти дней, без воздуха не более пяти минут. В сутки человек в среднем потребляет двадцать килограммов воздуха.

Потребляемый воздух должен отвечать определѐнным санитарным требованиям, иначе он вызовет острые или хронические заболевания [4].

Источники загрязнения многочисленны и разнообразны и по своей природе. Различают естественное и антропогенное загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение возникает, как правило, в результате природных процессов вне всякого влияния человека, а антропогенное - в результате деятельности людей [5].

Основными источниками антропогенного загрязнения атмосферы химическими веществами, поступающие в воздух в газообразном, жидком или твердом состоянии, являются промышленность и транспорт.

Доля автотранспорта в общих выбросах вредных веществ в городах может достигать 60-80% [6] .

По данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году» в нашей республике Башкортостан доля выбросов от автотранспорта составляет 45,1%. По сведениям ГИБДД МВД по Республике Башкортостан республиканский автопарк в 2011 г. увеличился по сравнению с предыдущим годом на 4,7% и составил 1275 тыс. единиц [1].

За 3 года население Демы увеличилось на 3734 человек. Вероятнее всего, столь большой рост населения связан с началом массового жилищного строительства микрорайонов Дема-8,9 ("Серебряный ручей") [7].

Мы предположили, что количество автотранспорта также увеличилось.

Гипотеза работы заключается в том, что автомобильный транспорт является одним из источников загрязнения атмосферы. Предмет исследования – уровень загрязнения атмосферного воздуха Дѐмского района города Уфа.

Объектом работы является загрязнение атмосферы автомобильным транспортом.

Практическая значимость работы заключается в том, что аналитические данные, полученные в результате проведения мониторинга, позволяют провести выбор эффективных природоохранных мероприятий, определить их приоритетность.

Целью данной работы является: оценить воздействие автотранспорта на качество атмосферного воздуха на улицах Дѐмского района в тот период, когда учащиеся идут в школу или возвращаются со школы.

Актуальность данной темы обусловлена возрастающим количеством автомобильного транспорта.

Задачи:

1. Выбрать точки исследований и провести учет автотранспорта.

2. Сравнить загруженность улиц автотранспортом с данными 2010 года.

3. Разработать рекомендации.

Методика исследований

Работу проводили по методике Е. Ю. Колбовского [2]. Исходными данными для расчѐта являются:

– количество единиц автотранспорта разных типов (легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы и дизельные автомобили), проезжающих по выделенному участку автротрассы в единицу времени. Оборудование: пишущие принадлежности, калькулятор.

Ход выполнения работы

1. Выбрать улицы с разной интенсивностью автомобильного движения.

2. Подсчитать число единиц автотранспорта разных типов, проезжающих по выделенному участку автротрассы в единицу времени; проходящих по участку за 10 минут, умножая на 6, рассчитать количество единиц автотранспорта за 1 час.

Результаты исследований

Исследования проводили с 7 октября по 31 октября 2013 года. Учет производился в каждой точке, 3 раза в день в промежутке (8.00-9.00); (13.30-14.30) (17.30-18.30). Эти временные промежутки соответствуют перемещению школьников в 1 смену, окончанию учѐбы в 1 смену и началу во 2 смену, и окончанию занятий во 2 смену. Учет автомобилей велся только в рабочие дни. При этом отдельно оценивали количество автомобилей разного типа.

Общее количество автотранспорта в разное время суток за 2013 год: вечернее время на перекрестках улиц Юматовской и Магистральной, Таллинской и Правды, Ухтомской и Правды транспортная напряженность увеличивается. На улице Центральной и на перекрестках улиц Ухтомского и Правды, Ухтомского и Магистральной в утреннее и дневное время одинаковое количество. Вечером наблюдается увеличение на перекрестке улиц Ухтомского и Правды; а на улице Центральной и перекрестке улиц Ухтомского и Магистральной уменьшение. Наибольшее количество автотранспорта на перекрестке улиц Юматовской и Магистральной. Расчеты показали, легковые автомобили составляют более 80% от всех типов транспорта

Сравнение количества разных типов автомобилей за 2010 и 2013 годы в разное время суток:

1) легковые автомомобили – наблюдали увеличение легковых автомобилей в разное время суток по сравнению с 2010 годом, кроме улицы Центральной в вечернее время, где наблюдается уменьшение.

Количество легковых автомобилей в утреннее время увеличилось, на перекрѐстках Ухтомского и Правды в 4 раз, Юматовской и Магистральной в 3 раз, Ухтомского и магистральной в 2,5 раз.

В дневное время увеличилось, на перекрѐстках Ухтомского и Правды в 3 раз, Ухтомского и Магистральной в 2 раз.

В вечернее время увеличилось на перекрѐстках Таллинской и Правды в 2,6 раз. Наибольшее количество легковых автомобилей на ул. Центральной по 2034 в утреннее и дневное время.

2) грузовые автомобили – дневное время только на перекрестке улиц Юматовской-Магистральной, Ухтомского и Магистральной и улицы Центральной наблюдается динамика роста количества грузового автомобиля. Наибольшее количество грузовых автомобилей на перекрестке Юматовской и Магистральной и Центральной по 240, это можно объяснить тем, что эти участки находятся при въезде в Дѐмский район со стороны города Уфы.

3) автобусы – количество также увеличивается, на улице Центральной в утреннее и дневное время в 8 раз. Наибольшее количество автобусов на улице Центральной в вечернее время достигает 120. На перекрестке Ухтомского и Правды в вечернее время наблюдается уменьшение.

4) грузовые автомобили – количество грузовых автомобилей увеличилось на перекрестке улиц Ухтомского и Правды в разное время суток, а на остальных улицах численность грузовых автомобилей не изменяется или наблюдается уменьшение, как это видно на перекрестке Ухтомского и Магистральной в вечернее время – в 2,4 раз.

Общее количество автотранспорта на всех улицах увеличиваются по сравнению с 2010 годом, только на улице Центральной в вечернее время наблюдается небольшое уменьшение. Наибольшее количество автотранспорта на улице Юматовской и Магистральной в вечернее время – 2466.

Количество автомобилей в 2013 году увеличилось: утром в 2 раз, днѐм в 1,5 раз, вечером в 1,3 раз.

Из проделанной работы мы сделали выводы:

1. Транспортная нагрузка в 2013 году в течения дня возрастает и достигает максимума в вечернее время на перекрестках улиц Юматовской и Магистральной, Таллиннской и Правды, Ухтомской и Правды, а на улице Центральной и перекрестке улиц Ухтомского и Магистральной незначительно уменьшается.

2. Сравнения с данными 2010 года, показали, что транспортная напряженность в 2013 году увеличилось: утром в 2 раз, днѐм в 1,5 раз, вечером в 1,3 раз. Загруженность улиц автотранспортом возрастало в течения дня, только на улице Центральной в вечернее время наблюдалось небольшое уменьшение. Поэтому качество атмосферного воздуха ухудшается – гипотеза подтвердилась

3. В сложившейся ситуации мы предлагаем с данными исследований ознакомить пешеходов, увеличить количество зеленых насаждений на особо загрязненных улицах. Рационально организовать движение транспорта, чтобы уменьшить количество выбросов, движение по улицам желательно делать безостановочным, т.к. много выхлопных газов автомобили выделяют в момент торможения и набора скорости. Надо организовать «Зеленую волну», когда скорость автомобилей регулируется так, чтобы их постоянно встречал зеленый свет светофора.

Список использованной литературы

1.Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году» 04 Февраля 2013 (11:00).

2. Е. Ю, Колбовский. Изучаем природу в городе. Ярославль академия развития. 2006 год, стр. 134 - 143

3. Кр.энциклопедия, 1992

4. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://zdd.1september.ru/2006/08/5.htm – 5.12.2011.atmosfery-dlya-cheloveka.html

5. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://zdd.1september.ru/2006/08/5.htm – 5.12.2011. www.BestReferat.ru/referat-62223.htm

6. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://zdd.1september.ru/2006/08/5.htm – 5.12.2011. nsportal.ru›ap…library/problema-zagryazneniya Опубликовано 16.08.2012 -19:13 - Долгова М. С.

7. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://zdd.1september.ru/2006/08/5.htm – 5.12.2011.ru.wikipedia.org›wiki/Дѐмский_район, 16:57, 5 июня 2013.