Акмуллинская олимпиада

Алиманов Дмитрий, Галикаев Линар, Иванов Глеб, Миловоротов Данил, Прокудин Никита МБОУ ДОД «ДЭБЦ» Демского района ГО г. Уфа РБ

Руководитель: Ибрагимова Ф.Ф. педагог

ДО ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ МБОУ СОШ №104 ИМ. М.ШАЙМУРАТОВА ДЕМСКОГО РАЙОНА ГО Г.УФА РБ

Охрана и укрепление здоровья – важнейшего из жизненного приоритетов – является одним из насущных проблем нашего общества. Официальная статистика отмечает ухудшение состояние здоровья школьников. Причины снижения уровня здоровья многообразны: это отягощенная наследственность, экологические проблемы, социальный и экономический кризисы. Однако влияние школы, где учащиеся проводят большую часть своего времени, на растущий и развивающийся организм выражено особенно сильно. Поэтому исследование школьной среды с экологической точки зрения, решение проблемы создания здоровой среды для школьников в настоящее время являются актуальными.

Объектом данного исследования стала школьная среда «Средней общеобразовательной школы № 104».

Предмет исследования: размещение школы в микрорайоне и экологическое состояние школьных кабинетов.

Цель исследования: Составление экологического паспорта школы и прилегающей к ней территории

Задачи исследования: – изучить санитарно-гигиенические требования и нормы, предъявляемые к школьной среде, как среде обитания учащихся; – оценить состояние среды школьных кабинетов и еѐ возможное влияние на здоровье учащихся; – предложить меры по созданию экологически безопасной для учащихся школьной среды.

Методы исследования: – анализ литературы и санитарно-гигиенической документации по проблеме; – исследовательские методы (беседа, визуальное обследование, метод измерений, статистическая обработка данных).

Место исследования: Республика Башкортостан, г. Уфа, Демский район МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 104» Адрес: 450024г.Уфа, ул. Таллинская 25.

Время исследования: октябрь 2013 года.

Размещение школы в микрорайоне

Основное здание школы было построено в 1963 году. Строительным материалом является кирпич, имеются все необходимые коммуникации, находящиеся в удовлетворительном состоянии. Общая площадь школы 3308,8 кв.м. Площадь пристроя – 1615,3 кв.м., плановая вместимость составляет 1000 мест, фактическая – 1286 человек. 39 учебных кабинета, в которых занимаются в две смены 52 класса. В классе в среднем 28-30 человек. В здании школы размещены: столовая S= 138,5 кв.м., на 180 посадочных мест, оборудование соответствует требованиям санитарно-гигиенических норм; актовый зал S=173 кв.м., малый и большой спортзал S= 78,8 кв.м., S=211,6 кв.м., зал ритмики S=66,8 кв.м., Музей 112 башкирской кавалерийской дивизии, библиотека, компьютерный класс, кабинет технологии для девочек, медицинский кабинет, подсобные помещения, гардеробы для учащихся. Территория школы огорожена забором; S= земельного участка 11077,68 кв.м. соответствует норме, что позволяет участок озеленить и разместить спортивный городок, зону отдыха, хозяйственную зону. На территории школы размещается здание, где проходят уроки по технологии для мальчиков, S= 190,6 кв.м.

Рядом располагаются здания: с северной стороны территория детского сада, с западной и восточной стороны жилые дома с прилегающими к ним подъездными дорогами. В непосредственной близости с южной стороны от школы проходит двухсторонняя автомобильная дорога – минимальное расстояние от школьной ограды до дороги – 12 метров. Для безопасности движения рядом с границей участка проложена пешеходная дорожка, установлен «лежачий полицейский» и пешеходный переход. Вдоль дороги высажены кустарники, сохранились посадки деревьев. Это позволяет снизить фактор риска дорожно-транспортных происшествий с участием детей, уровень шума и влияние автомобильных выбросов на загрязнение атмосферного воздуха на территории школьного земельного участка. Крупных промышленных предприятий в непосредственной близости нет. Расположение школы в основном соответствует санитарно – гигиеническим нормам, а в отношении расположения автомобильной дороги нет.

Оценки экологического состояния школьных кабинетов

Оценка вместимости школьных кабинетов

Анализ данных показал, что площадь учебного кабинета ниже нормы. По санитарно гигиенической норме на одного ученика должно приходиться 2,5 кв.м площади, а по показаниям 1,4 кв.м. Это определяет возникновение такой проблемы как недостаточная обеспеченность учащихся жизненным пространством. Этим объясняется желание учащихся дольше находится вне учебных помещений в рекреациях на перемене. Показатели кубатуры воздуха на 1 человека в пределах нормы, 5,2куб м на одного ученика, когда по норме от 4-5 куб.м. Однако это не должно сказываться на режиме проветривание помещения. Он обеспечит состояние ряда показателей микроклимата на должном уровне.

Оценка воздушно-тепловых параметров микроклимата кабинета

В классном кабинете 3 окна, 3 фрамуги, они действуют.


Ориентацией окон на юго-запад, подходят более холодные тона светло оранжевый. Его влияние на организм ученика: стимулирует, согревает, возбуждает. Усиливает пульсацию крови, не поднимая давления, улучшает пищеварение, в большом количестве раздражает нервную систему, способствует активной работе почек, мочевого пузыря. Благотворно влияет на укрепление костей, волос. Присутствие извести на потолке облегчает процесс поглощения избытка влаги и вредных газов. Гасит раздражение, несколько успокаивает Вместе с тем присутствие линолеума хотя и улучшает общий вид помещений, но может быть причиной выделения вредных веществ.

Оценка состояния озеленения в кабинетах


Анализируя видовой состав растений, мы отмечаем их многообразие в классных кабинетах цветы не стоят на подоконниках, они расставлены вдоль задней стены на подставках. Очень много цветов распределены в фойе и коридорах. Не все кабинеты озеленены в полной мере. Требует корректировки и размещение ряда растений.

Оценка освещенности кабинета

Расположение окон – на западную сторону. Деревьев закрывающих проникновение света в классные кабинеты отсутствует. Естественного освещения достаточно: СК соответствует норме, а искусственное освещение не достаточно: По Норме 48 единиц освещения на единицу площади, по нашим показателям -11,7. Искусственный свет лампы дневного освещения, не ослепляют. На поверхностях столов и доске блики не создаются, свет на рабочие столы учащихся падает слева, оконные стекла на момент проверки чистые.

Оценка качества оборудования, мебели и еѐ расстановки

Мебель изготовлена из ДСП, что выделяет в окружающую среду Формальдегид, обладающий мутагенными свойствами. Чтобы избежать таких выделений из ДСП, мебель покрыта лаком.

Цвет бледно желтый, это увеличивает объем, а на здоровье оказывает положительное влияние: Лечит депрессию, способствует укреплению нервов, стимулирует, согревает, увеличивает спазмы гладкой мускулатуры. На психику оказывает тоже положительное влияние: помогает сосредоточиться, повышает творческую активность, радует. Расстановка мебели на экологическое состояние кабинета существенного влияния не оказывает, за исключением: расстояние до внешней стены и до классной доски не соответствует нормативам, что может вызвать ухудшение зрения учащихся и отразиться на состояние.

Проанализировав с экологической точки зрения состояние «Средней общеобразовательной школы № 104», мы пришли к следующим выводам: 1. Она является одной из крупных школ в микрорайоне, большая наполняемость школы требует двухсменной бесперебойной работы. 2. Школа имеет большой земельный участок, требующий благоустройства. 3. К числу насущных экологических проблем школьной среды можно отнести:

– поддержание в норме воздушно-теплового режима в кабинетах; – их озеленение; – использование безопасных отделочных материалов; – изменение дизайна и цветовой гаммы некоторых кабинетов; – пополнение школьных кабинетов современным оборудованием и обеспечение его сохранности; – корректировка и соблюдение правил размещения мебели.

Тема исследования многогранна и на сегодня выполнен еще только первый этап. Однако она у учащихся вызвала интерес и желание не только продолжить еѐ изучение, но находить пути решения установленных экологических проблем. Уверены, что в подобные исследования найдут понимание и поддержку среди учащихся школ, их родителей и педагогов. Сегодняшняя экологическая ситуация не позволяет пребывать в надежде, что кто-то за тебя и без твоего участия решит экологические проблемы твоего родного края, проблемы сохранения и укрепления здоровья.

В заключении мы призываем не быть равнодушными к проблемам экологии и помнить слова великого российского философа Н Бердяева: «Мы должны развивать в себе сознание ответственности и приучаться возлагать как можно больше на самих себя и на свою активность. От этого зависит будущее России, исполнение еѐ признания в мире».

Список использованной литературы

1.Алексеев, С.В. Экология. Учебное пособие для учащихся 10-11 кл общеобразовательных учреждений [Текст]/ С.В.Алексеев. СПб: СМИО Пресс, 1999. 240с.

2.Биология и экология.10-11 классы: проектная деятельность учащихся [Текст]/ авт. – сост. М.В.Высоцкая. Волгоград: Учитель, 2008. 203с.

3. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. СанПин 2.4.2. 1178 – 02 [Электронный ресурс]/ www.school.edu.ru // - 2009.- 10 октября.

4.Кирпичев, В.И. Физиология и гигиена младшего школьника: пособие для учителя [Текст]/ В.И.Кирпичев. М.: ВЛАДОС, 2002. 144с.

5.Кузьмина, Е. Комнатные растения – наши защитники [Текст]/ Е.Кузьмина// Мои любимые цветы, 2008. №22(82), октябрь. С.2-3.

6.Миркин, Б.М. Экология России. Учебник для 9 -11 кл. общеобразовательной школы [Текст]/ Б.М.Миркин, Наумова Л.Г. М.: Устойчивый мир, 2000. 272с.

7.Чудинова, Л.Е. Токсичные вещества в учебных аудиториях и нейтрализующие их растения. Электронное издание/ Е.А.Чудинова, А. Авилов. ТУ ГЭТК, 2008.