Акмуллинская олимпиада

Исламгирова Регина Динаровна МБОУ СОШ №3 с. Серафимовский МР Туймазинский район РБ

Научный руководитель: Сиразетдинова Ляйсан Зуфаровна, учитель начаных классов

ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ СНЕГА НА РОСТ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ

На уроках окружающего мира мы много говорим о растениях, которые называют лѐгкими планеты, о том, что они приносят большую пользу для человека. И как было бы трудно, если бы их не было. А еще, к сожалению, мы говорим и о том, что мы загрязняем нашу планету и так мало делаем для помощи ей. На уроке мы говорили о круговороте веществ в природе. И я подумала: «Ведь не только полезные вещества, но и вредные проходят этот круговорот. А что если мы оказываемся последним звеном в этом круговороте, и на нас всѐ отражается?» Проблема загрязнения окружающей среды очень актуальна в наше время. Природа подвергается воздействию, в результате чего загрязняются воздух, почва, вода. Это приводит к ухудшению здоровья человека.

Одним из основных источников загрязнения окружающей среды, я считаю, является автотранспорт, так как в состав выхлопных газов входят вещества, чрезвычайно токсичные для живых организмов. Эти вещества вовлекаются в круговорот веществ, попадают в организмы растений, животных и людей.

В результате выбросов выхлопных газов автомобильных двигателей атмосфера обогащается вредными веществами, оседающими на поверхность почвы в придорожной зоне.

Растения, растущие в придорожной зоне, накапливают вредные вещества в своих органах, усваивая его преимущественно из почвы. Растущие вдоль дорог растения становятся пищей для животных, в результате чего вредные вещества накапливаются в организме животных, вызывая изменения. Многие люди, употребляя в пищу загрязнѐнные вредными веществами растения и животных, которые в свою очередь ели растения, произрастающие вдоль дорог, люди подвергают своѐ здоровье

Поэтому мы решили провести исследование загрязнѐнности почвы и растений вредными веществами нашего села Серафимовский, где есть дороги с интенсивным движением транспорта, выяснить их влияние на рост и развитие растений. На основе полученных результатов разработать рекомендации для местного населения. Приступая к исследованию, я выдвинула гипотезу: выхлопные газы, содержащие вредные вещества, влияют на рост и развитие растений. Если основное количество веществ, содержащихся в выхлопных газах, оседает вблизи дорог, то по мере удаления от них степень воздействия выхлопных газов автомобилей на растения уменьшается.

Цель работы: определить влияние выхлопных газов автомобилей на рост и развитие растений.

Задачи: изучить и проанализировать литературу о влиянии выхлопных газов на окружающую среду; подобрать методики исследования и определить этапы работы; проследить степень влияния вредных веществ на развитие почек и листьев у деревьев. Сравнить результаты и занести в таблицу; сделать выводы.

Объект исследования: территория с. Серафимовский вблизи дорог с интенсивным движением транспорта и территория, находящаяся на удалении от дороги.

Предмет исследования: снег, взятый возле автомобильной дороги и во дворе школы. Методы исследования: анализ литературы, эксперимент, наблюдение, сравнение, обобщение.

Оборудование, материалы: пробы снега № 1 и № 2; ветки берѐзы № 1 и № 2.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что полученные в результате исследования данные расширяют знания о влиянии автотранспорта на окружающую среду.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные материалы можно использовать для оценки экологического состояния окружающей среды местности и разработки рекомендаций для жителей.

Выдвинув гипотезу, определив цели и задачи нашей работы, я пошла в библиотеку, чтобы подобрать, изучить и проанализировать литературу. Выяснила, что сегодня на все живые существа биосферы негативно действует огромное количество химических веществ, производимых и используемых человеком. Большинство из них не перерабатывается природой. Они накапливаются, отравляя окружающую среду.

Далее, провела беседу с учителем химии МБОУ СОШ № 3 с. Серафимовский Корниловой З.Д.

В ходе данной беседы я узнала, что наиболее распространенными и опасными загрязнителями воздуха, почвы и воды являются оксиды азота, бензол, угарный газ, оксиды серы, соединения хлора, пестициды и другие вещества. Особую опасность представляют тяжелые металлы (свинец, медь, ртуть, кобальт и другие), которые в большом количестве накапливаются в почве, воде, продуктах питания. Тяжелые металлы используются человеком давно. Об опасных свойствах некоторых из них было известно ещѐ в начале второго тысячелетия. Сведения о свинцовых отравлениях известны ещѐ с тех времен, когда из свинца изготавливали водопроводные трубы. Такой водопровод действовал в Древнем Риме (в это время продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет) [1]. Сегодня, вероятно, нигде в мире нет свинцовых водопроводов, но число отравлений свинцом возрастает. Свинец выбрасывается в атмосферу в составе выхлопных газов автомобилей. Значительная часть его накапливается в почве, особенно вблизи автомобильных дорог. В придорожной полосе на расстоянии до 100 метров от шоссе содержание свинца может достигать 100-150 мкг на кг почвы, в то время как его нормальное содержание в литосфере составляет не более 10 мкг на кг [7].

При попадании в организм повышенных концентраций свинца в зависимости от дозы могут развиваться острые и хронические отравления. При остром отравлении может наступить смертельный исход. Хроническое отравление развивается при постоянном употреблении свинца в малых дозах. Он имеет свойство накапливаться в тканях организма. Свинец откладывается практически во всех тканях и органах (особенно много в волосах, ногтях, слизистой оболочке десен). Основной механизм действия свинца на организм заключается в том, что он блокирует ферменты, участвующие в синтезе гемоглобина, в результате чего красные кровяные тельца не могут переносить кислород, развивается анемия и хроническая недостаточность кислорода. У детей избыток свинца приводит к развитию рахита, замедлению умственного и физического развития, снижению остроты слуха [5].

Содержание хлора в организме растений составляет примерно 0,1% (по массе). Это один из основных элементов водно-солевого обмена всех живых организмов. Ионы хлора участвуют в энергетическом обмене, положительно влияют на поглощение корнями кислорода. У растений хлор принимает участие в окислительных реакциях и фотосинтезе [2].

При избытке хлора может наблюдаться утолщение стебля, скручивание и отмирание листьев [3]. Услышав такое, стало не по себе. А что же чувствуют растения, которые растут вдоль дорог и принимают на себя весь «удар».

Вывод: вредные вещества, содержащиеся в выхлопных газах автомобилей, накапливаются в окружающей среде.

Первым этапом работы стало взятие проб снега. Пробы снега взяты на обочине автомобильной дороги (проба №1), в 50 м от дороги (проба №2). опасности.

Вторым этапом работы стало исследование снега. Образцы снега одинаковой массы из каждой пробы поместили в чистые банки и поставили для таяния.

Вывод: выпадение осадка тѐмного цвета с маслянистыми разводами в пробе №1 свидетельствует о том, что снег, взятый возле автомобильной дороги, содержит вредные вещества. В пробе № 2, взятой на расстоянии 50 метров и далее от автомобильной дороги, вредные вещества не обнаружены. Третий этап работы – исследование развития почек и выпуск листьев опытных образцов. Для эксперимента была выбрана берѐза, так как этот вид произрастает на всех участках, где были взяты пробы снега. Побеги берѐзы поставили в банки №1 и № 2. Каждый день происходило измерение почек, листьев, сравнение почек и листьев побегов взятых у дороги и в саду.


Вывод: у растений, стоящих в талой воде, взятой у дороги, наблюдается замедление роста, побледнение окраски листьев, образование некрозов на листьях и почках; у растений, стоящих в воде, взятой в саду, не наблюдается замедления роста, побледнения окраски листьев, нет образования некрозов на листьях.

Считаю, что поставленной цели достигла, и гипотеза подтвердилась полностью. Опираясь на результаты и проанализировав выводы, я рекомендую жителям села Серафимовский: Не употреблять в пищу растения, растущие вблизи дорог, так как они накапливают вредные вещества из выхлопных газов автомобилей, а эти вещества при попадании в организм человека способствуют ухудшению его здоровья; Собирать ягоды, грибы и лекарственные растения вдали от автомобильных дорог, так как накопившиеся в них вредные вещества из выхлопных газов автомобилей делают их опасными для здоровья; Высаживать вдоль дорожных магистралей растения, устойчивые к загрязнению окружающей среды (тополя, берѐзу, липу, каштан) для ограничения попадания вредных веществ выхлопных газов автомобилей в окружающую среду. Между деревьями для лучшей защиты сажать кустарник (жѐлтая акация).

Список использованных источников

1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. М.:АГАР, 2000. 385с.

2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М.: Просвещение, 1994. 217с.

3. Грешневиков А.Р. Экологический букварь. М.: ЭКОС-ИНФОРМ, 1995. 77с.

4. Губиш Г.В. Что мы оставим потомкам? М.: Просвещение, 1982. 204с.

5. Запортович Б.Б. С любовью к природе. М.: Педагогика, 1983. 232с.

6. Коняева О.В. Азбука живой природы. Тула: Родничок, 1999. 483с.

7. Хохулева О.В. Экологическая оценка состояния деревьев в городе // Биология в школе. 2005. №5. С.48.