Акмуллинская олимпиада

Гарифуллина Флорида Ильшатовна МОБУ СОШ с.Темясово Баймакский район РБ

Научный руководитель: Рахматуллина А.М., учитель биологии МОБУ СОШ с. Темясово

ПЛЕСЕНЬ – ЧАСТЬ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

Грибы....... При этом слове мы сразу перед глазами представляем грузди, опята, подберезовики, красноголовые подосиновики, желтые лисички, разноцветные сыроежки, оранжево-желтые рыжики, и.т.д. Но это лишь маленькая часть огромного грибного мира, который является большой группой растительных организмов. Грибы есть всюду: в воздухе, в воде, в почве. Их роль в природе и в жизни человека огромна. Грибы находят широкое применение в производстве хлеба, сыра, кефира и других продуктов питания.

Покрылась сероватым налетом корочка хлеба, выросло на стене в сыром помещении зеленоватое и неприятное пятно, испортилось яблоко – все это работа грибов. Плесень и грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека.

Посмотрев в эфире Первого канала премьеру документального фильма "Плесень", я узнала о том, что плесень может быть как вредной, так и полезной.

Эти грибки меня очень заинтересовали, и я решила провести свое маленькое исследование.

Проблема: Я хочу выяснить, что такое плесень, и почему она является частью жизни на Земле.

Актуальность: Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, плесень остается одной из загадок нашего мира, до конца не изучена и приносит человеку, как пользу, так и вред.

Гипотеза: Я предполагаю, что плесень быстрее развивается в теплой и влажной среде. Развитию плесени могут помешать некоторые растения.

Цель: Научиться проводить исследование, используя разные способы сбора информации о плесени; выяснить: 1. Как плесень влияет на здоровье человека. 2.При каких условиях она появляется. 3.Как предупредить образование плесени и чем бороться с ней.

Объект исследования: плесень.

Задачи: Познакомиться со строением и жизнедеятельностью плесневых грибов.

– Выявить условия возникновения плесени.

– Рассмотреть плесень под микроскопом. – Определить вещества, замедляющие процесс появления плесени. – Выяснить, как предотвратить порчу продуктов.

Методы исследования:

– Наблюдение.

– Исследование.

– Изучение литературы.

Плесень – особое царство живой природы. Плесневые грибы, или плесень – различные грибы, относящиеся к микромицетам. Плесень относится к классу грибов, которых насчитывается свыше 100.000 видов. Основной способ размножения плесневых грибов – при помощи спор. Плесень размножается невероятно быстро. Как плесень «питается»? В отличие от человека и животных, которые сначала проглатывают пищу, а затем переваривают еѐ, у плесени часто всѐ происходит наоборот. Плесени питаются готовыми органическими веществами, путем всасывания.

Для развития плесени нет ничего лучше как:

– повышенная влажность

– температура в помещении 20-30 градусов тепла.

Плесень может появиться где – угодно, но большинство домохозяек сталкивается с ней в собственном же холодильнике. Сразу встает вопрос: как правильно поступать с заплесневелыми продуктами? Чаще всего от плесени страдает хлеб. Многие хозяйки, обнаружив такой неприятный сюрприз, просто-напросто срезают участок, пораженный плесенью, а оставшуюся часть хлеба дальше применяют в пищу. Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. При попадании на сырую поверхность она прорастает тончайшими нитями (мицелий). При попадании плесневых спор в желудочно-кишечный тракт развивается пищевая аллергия.

Ход исследования

Опыты с плесенью Весьма актуальная на сегодняшний день тема – хлебной плесени. Эта плесень в последнее время не даѐт многим покоя. Обычная плесень является сильным аллергеном и может стать причиной серьезных заболеваний.

Для того чтобы выявить условия развития плесневых грибов и самому вырастить эти грибки, для проведения опыта я взяла, кусочек хлеба, дольку мандарина, кусочек сыра и завернула в полиэтиленовый пакет.

Положила образцы 1, 2, 3 в верхнем ряду в холодильник при температуре 5-10 градусов, а 1, 2, 3 в нижнем ряду в теплое, влажное место.

Через 3 дня я увидела, что на пакетах, с опытными образцами, которые находились в тепле выступили капли воды.

Еще через день стали образовываться небольшие пятна плесени.


Еще я заметила, что появившаяся плесень на корочке хлеба была серого цвета, а на дольке мандарина – зеленая. Я рассмотрела появившуюся на корочке хлеба плесень под микроскопом – на хлебе образовался мукор.

Вывод к опыту № 1

– Плесень может развиваться только в теплом и влажном месте, особенно богатом питательными веществами.

– Сухость воздуха и низкая температура являются главными препятствиями для развития плесени.

– Исходя из опыта, мы видим, что на дольке апельсина плесень появилась позднее. Возникает вопрос почему?

Для этого я провела опыт № 2. Из литературы я узнала, что есть такие вещества – фитонциды, образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий, микроскопических грибов. Они выделяются разными растениями – луком, чесноком, цитрусовыми, а также многими комнатными растениями.

Для следующего опыта я положила рядом с хлебом: лист герани, лук, чеснок, корку лимона, листа алоэ. Каждый объект исследования я положила в полиэтиленовый пакет. Для сравнения взят хлеб без фитонцидных растений.

Вывод к опыту №2

– Там, где находились фитонцидные части растений, плесень появлялась позже.

– Долька апельсина также первое время выделяла фитонциды, поэтому плесень там появилась позже.

– Лучшим фитонцидным растением оказалась герань, а также лук и чеснок.

После проведения опытов № 1 и № 2 я задалась вопросом: «Какие сорта хлеба наиболее подвержены плесени? Зависит ли скорость развития плесени от состава хлеба?» Опыт № 3. Я взяла три сорта хлебобулочных изделий: пшеничный хлеб, хлеб 2 сорта, нарезной батон. Все образцы завернула в полиэтиленовые пакеты и поставила в теплое место.


Вывод к опыту № 3

Наиболее подвержены плесени пшеничный хлеб, хлеб 2 сорта плесневеет позже, но потом плесень развивается быстрее. От сорта хлеба зависит скорость развития плесени. Качество приготовления хлеба тоже влияет на развитие плесени.

На нарезном батоне не появилась плесень, потому что, возможно, для изготовления использована более качественная мука, батон был хорошо пропечен, при его изготовлении был соблюден весь технологический алгоритм и все санитарные нормы приготовления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Благодаря своей работе я узнала и поняла, что плесневые грибы развиваются в помещении с повышенной влажностью и температурой в помещении 20-30 градусов тепла. Поэтому надо соблюдать меры правильного хранения продуктов.

– По возможности хранить хлеб в полиэтиленовой пакете в холодильнике не более 2 дней.

– Использовать фитонцидные растения (герань, лук, чеснок) для защиты от плесени на кухне.

– Соблюдать чистоту на кухне, не использовать в пищу хлеб и другие продукты, зараженные плесневым грибком.

Закончив свой работу, я могу сказать, что достигла целей и задач, поставленных перед началом работы. Но работа над проектом показала мне, что много неисследованного осталось по данной проблеме. В будущем я, возможно, продолжу работу по изучению плесени, так как эта тема мне интересна.

Список использованных источников

1. Энциклопедия «Я познаю мир. Ботаника». Автор Ю.Н. Касаткина. М.: «Астрель», 2006.

2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 10 издание. 2005.

3. Детская энциклопедия. Кирилл и Мефодий. CD-ROM, 2002.

4. Интернет ресурсы.

5. Экспериментальная деятельность – детские проекты.