Ганиева Эльвина Фаритовна
МБОУ ДОД Дом пионеров и школьников, п.Чишмы,
Чишминский район РБ
Руководитель: Жукова О.И., педагог дополнительного образования
СРАВНЕНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ Г.УФА И ПОСЕЛКА ЧИШМЫ
В современном мире проблемы экологии приобрели экономическую
значимость для всего человечества, но и визуальная среда оказывает не
менее сильное воздействие на состояние человека. Термин
«видеоэкология» был введен доктором биологических наук В.А.Филиным
в 1989 году. Этот термин состоит из двух слов: «видео» – все то, что
человек видит с помощью органа зрения и «экология» – наука о разных
аспектах взаимодействия человека с окружающей средой.
За последние 50 лет произошло резкое ухудшение визуальной среды
в местах обитания человека. Появилось множество негативных факторов,
«загрязняющих» визуальную среду. «Загрязнителями» являются
гомогенные и агрессивные поля – это голые стены из бетона и стекла,
глухие заборы, преобладание одинаковых элементов, например, ряды окон
на плоских стенах высоких домов. Гомогенизация городской среды
связана с применением панелей, стекол больших размеров, ДСП, пленок,
пластика. В окружении гомогенных полей глаз не может полноценно
работать, т.к. в такой среде глазу «не за что зацепиться» [7].
Специалисты утверждают: сегодня окружающая горожан видимая
среда превращается в экологически опасный фактор.
Целью данной работы является исследование особенностей
видеоэкологии на примере моего родного поселка Чишмы и города Уфа.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Определение психофизиологического состояния испытуемых
подростков на основе психофизиологических особенностей цвета по
методике Люшера;
2. Определение коэффициента агрессивности и психологической
комфортности современных архитектурных зданий в родном поселке
Чишмы и в г. Уфа.
Объектом исследования является видеоэкологическое загрязнение
поселка Чишмы и городской среды.
Предметом исследования является урбанизированные архитектурные сооружения п. Чишмы и г. Уфа.
Этапы исследования:
1. Тестирование школьников по методике «восьмицветового теста
Люшера», разработанной М. Люшером для выявления двух групп
испытуемых: с отклонениями психофизического состояния и без них.
2. Оценка комфортности зрительного восприятия отдельных зданий
современной архитектуры (20 тестов) по черно-белым снимкам по
пятибальной шкале (1 – очень плохо, 5 – очень хорошо). Затем
испытуемым предлагалось оценить эти же здания, но по цветным снимкам
по тому же принципу.
3. Расчет коэффициента агрессивности каждого теста по формуле:
Кагр=(1/Р)*100, где Р – среднее число баллов.
Орган зрения человека – глаз. Глаз работает в активном режиме, он
сам ищет, за что бы «ухватиться» в городской среде, что бы такое
«поймать», на что «наброситься». Говоря научным языком, глаз сканирует
окружающую среду. Такая активность глаза достигается за счет природы
его быстрых движений – саккад. Саккады совершаются постоянно, помимо
нашей воли, как с открытыми, так и с закрытыми глазами, как во время
бодрствования, так и во время сна. На основании этих данных была
сформулирована концепция об автоматии саккад [7].
В окружении гомогенных полей саккады резко увеличиваются по
амплитуде, то есть глаза «работают» не в экономном режиме, что
неизбежно приводит к ощущению дискомфорта. Например, если человек
смотрит на «голую» стену в течение лишь 3 секунд, глаз за это время
делает 6-9 саккад и все они приходятся на эту стену, это можно сравнить с
ощущением, когда человек делает очередной шаг и не чувствует под ногой
твердую почву. Так и глаз, за 3 секунды он около 10 раз «проваливается в
бездну». Эта неприятная ситуация приводит к ощущению дискомфорта,
вызывает раздражение, а порой и агрессивность.
На автоматию (ритм) саккад влияют и яркость объекта, его размер,
конфигурация, что иногда способствует возникновению стресса у
человека. Агрессивной визуальной средой является и многолюдье. Толчея
на улицах, автобусных остановках и станциях метро воспринимается как
среда из большого числа видимых объектов, что тоже является причиной
раздражения и стресса человека.
Когда человек находится в лесу, амплитуда саккад уменьшается до
минимума, глаз фиксирует то листья, то ветки, кустарники, траву. И всюду
глаз находит «свой покой» в комфортной видимой среде [1].
В городских условиях гомогенные визуальные поля образуются
торцами зданий, заборами, крышами, асфальтовыми дорогами.
Гомогенизация городской среды связана с применением панелей и стекла
большого размера, ДСП, пленок, линолеума, фанеры, пластика.
Многоэтажный жилой дом с большим количеством окон как образует
агрессивное визуальное поле (количество одинаковых элементов), на
котором глазу трудно определить, на какое окно он смотрит, так как все
окна совершенно одинаковые [3].
В отличие от крупных городов для п. Чишмы не характерна цепь
агрессивных видимых полей, что улучшает эстетичность поселка и
снижает нагрузку с глаз. Хотя хочется признаться, что по-настоящему
красивых зданий в нашем поселке нет или их очень мало. Как нам кажется,
раньше больше ценили красоту архитектурных сооружений, архитекторы с
душой подходили к постройке каждого дома.
Существуют различия в облике современных и старинных зданий: 1
) в насыщенности элементами – малое их число в современном
здании и большое в старинном;
2) в структуре элементов – множество прямых линий и прямых
углов в современном здании, и много острых углов и кривых линий в
старинном здании;
3) в размерах плоскостей – одна большая плоскость в современном и много плоскостей в старинном здании;
4) в силуэте зданий – упрощенный силуэт в современном здании,
вместо которого просто прямая линия без единого элемента, и сложный и
разнообразный силуэт в старинном [3].
Для Уфы, как и для других городов России, характерно строительство многоэтажных домов, с целью решения жилищной проблемы. Архитектура города в эстетическом плане несет отрицательный характер так, как зданий с разнообразием зрительных элементов не так много, а если они и существуют, то не вносят разнообразие. В Уфе мало зданий с настенной живописью, при помощи которых удалось бы избавиться от гомогенных полей.
Существуют социальные последствия противоестественной
визуальной среды города, такие как:
1. близорукость является самым распространенным дефектом
зрения. Для многих стран она стала настоящим социальным бедствием. В
городских условиях близорукость встречается в 1,5-2 раза чаще, чем в
сельской местности
2. психические заболевания. По данным Всемирной организации
здравоохранения процессы урбанизации ведут к неуклонному росту числа
психических заболеваний;
3. агрессивность человечества. По утверждению академика Д.
Лихачѐва (1993), наблюдается рост агрессивности человечества, в основе
чего, по его мнению, лежит бездуховность людей. В агрессивной видимой
среде он чаще пребывает в состоянии беспричинного озлобления. Как
правило, там, где хуже визуальная среда, больше и правонарушений –
хулиганства, пьянства, сквернословия [7].
Практическая часть исследования.
В диагностике приняли участие 50 человек (15-16 лет).
Было проведено тестирование школьников по методике
«восьмицветового теста Люшера», разработанной М. Люшером для
выявления двух групп испытуемых: с отклонениями психофизического
состояния и без них. Далее испытуемые давали оценку психологической
комфортности зданий по пятибалльной шкале: 0 – психологически
дискомфортно, 5 – психологически комфортно (по методике определения
воздействия агрессивных, гомогенных и комфортных полей на
психофизиологический комфорт, разработанная Филиным В.А с
последующей пятибалльной оценкой).
Работа по оценке комфортности зрительного восприятия зданий и
расчету К
агр
велась отдельно для двух групп школьников – с
психофизиологическими отклонениями и без них. Результаты
исследования сравнивались.
На основе психофизиологического тестирования была проведена
оценка комфортности зрительного восприятия отдельных зданий
современной архитектуры (20 тестов) по черно-белым снимкам по
пятибальной шкале (1 – очень плохо, 5 – очень хорошо). Затем
испытуемым предлагалось оценить эти же здания, но по цветным снимкам
по тому же принципу.
После этого рассчитывался коэффициент агрессивности каждого
теста по формуле:
Кагр=(1/Р)*100, где Р – среднее число баллов.
Проведя исследования, мы пришли к следующим выводам:
1. Лишь 30% школьников по тесту Люшера, на первые четыре позиции поставили основные цвета, что говорит о том что, у данных испытуемых нет отклонений психофизиологического состояния от нормы, 70% имеют такие отклонения.
2. Рассчитав Кагр по всем 20 фотографиям, мы нашли зависимость
между Кагр. и внешним видом зданий. Чем больше в архитектурных
сооружениях гомогенных составляющих, тем выше Кагр. наших
испытуемых.
Сравнив Кагр. в п. Чишмы и г. Уфа, выяснилось, что Кагр. зданий в
г. Уфа выше (30%) по сравнению с п. Чишмы (26%). Проанализировав
графики, в которых сравниваются группы подростков с
психофизиологическими отклонениями и без них, мы увидели, что
подросткам с психофизиологическими отклонениями очень важен цвет
объектов. Кагр. у них резко снижается при оценивании цветных
фотографий зданий. Делаем вывод, что для людей находящихся в
эмоционально-нестабильном состоянии, важен не только внешний вид
архитектурного сооружения, но и его цветовое оформление. Несмотря на
это, хочется отметить, что в последнее время Уфа преобразилась,
появились здания с необычной, современной архитектурой. Но это
касается центра города. Если исследовать спальные районы столицы, то
гомогенной и агрессивной среды там достаточно, то есть в первую очередь
решается жилищный вопрос, и только потом эстетический, который, как
теперь выясняется, далеко немаловажный.
Заключение
По утверждению академика Д. Лихачева, в последнее время
наблюдается рост агрессивности человечества, в основе чего, по его
мнению, лежит бездуховность людей. Бездуховность является источником
многих пороков человека. В агрессивной видимой среде он чаще
пребывает в состоянии беспричинного озлобления. Как правило, там где
хуже визуальная среда, больше и правонарушений – хулиганства,
пьянства, сквернословия, т.к. агрессивная среда побуждает человека к
агрессивным действиям. Специалисты, ответственные за формирование
городской среды, должны хорошо знать обо всех этих фактах.
Одновременно должны быть разработаны методические рекомендации по
допустимым нормам агрессивных и гомогенных полей в городской среде.
Литература
1. Алексеева Т. Психологический подход в цветовом архитектурном
моделировании //Колористика города (материалы Международного
семинара) М: 1990. Т II. С 132-137.
2. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект
зрительного восприятия. М: Стройиздат, 1977. 125 с.
3. Воробьев Г., Иванова Е. Колористика и экология.//Колористика города
(материалы Международного семинара) М: 1999. Т II. С.55-61.
4. Елизаров В. Региональные факторы формирования колористики города.
//Колористика города (материалы Международного семинара) М: 1990. Т
II. С 260-276.
5. Собчик Л. Н. «Метод цветовых выборов – модификация
восьмицветового теста Люшера. Практическое руководство. - СПб.
Речь,2007
6. Филин В.А. “Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что – плохо”. М.:
ТАСС-реклама. 1997. 312 с. 158 илл. (1-е издание).
7. Филин В.А. Автоматия саккад. М.: Изд-во МГУ. 2002. 8. http://www.videoecology.com/s_soc_ru.html.