Акмуллинская олимпиада

Ганиева Эльвина Фаритовна МБОУ ДОД Дом пионеров и школьников, п.Чишмы, Чишминский район РБ

Руководитель: Жукова О.И., педагог дополнительного образования

СРАВНЕНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ Г.УФА И ПОСЕЛКА ЧИШМЫ

В современном мире проблемы экологии приобрели экономическую значимость для всего человечества, но и визуальная среда оказывает не менее сильное воздействие на состояние человека. Термин «видеоэкология» был введен доктором биологических наук В.А.Филиным в 1989 году. Этот термин состоит из двух слов: «видео» – все то, что человек видит с помощью органа зрения и «экология» – наука о разных аспектах взаимодействия человека с окружающей средой.

За последние 50 лет произошло резкое ухудшение визуальной среды в местах обитания человека. Появилось множество негативных факторов, «загрязняющих» визуальную среду. «Загрязнителями» являются гомогенные и агрессивные поля – это голые стены из бетона и стекла, глухие заборы, преобладание одинаковых элементов, например, ряды окон на плоских стенах высоких домов. Гомогенизация городской среды связана с применением панелей, стекол больших размеров, ДСП, пленок, пластика. В окружении гомогенных полей глаз не может полноценно работать, т.к. в такой среде глазу «не за что зацепиться» [7].

Специалисты утверждают: сегодня окружающая горожан видимая среда превращается в экологически опасный фактор.

Целью данной работы является исследование особенностей видеоэкологии на примере моего родного поселка Чишмы и города Уфа.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. Определение психофизиологического состояния испытуемых подростков на основе психофизиологических особенностей цвета по методике Люшера;

2. Определение коэффициента агрессивности и психологической комфортности современных архитектурных зданий в родном поселке Чишмы и в г. Уфа.

Объектом исследования является видеоэкологическое загрязнение поселка Чишмы и городской среды.

Предметом исследования является урбанизированные архитектурные сооружения п. Чишмы и г. Уфа.

Этапы исследования:

1. Тестирование школьников по методике «восьмицветового теста Люшера», разработанной М. Люшером для выявления двух групп испытуемых: с отклонениями психофизического состояния и без них.

2. Оценка комфортности зрительного восприятия отдельных зданий современной архитектуры (20 тестов) по черно-белым снимкам по пятибальной шкале (1 – очень плохо, 5 – очень хорошо). Затем испытуемым предлагалось оценить эти же здания, но по цветным снимкам по тому же принципу.

3. Расчет коэффициента агрессивности каждого теста по формуле: Кагр=(1/Р)*100, где Р – среднее число баллов.

Орган зрения человека – глаз. Глаз работает в активном режиме, он сам ищет, за что бы «ухватиться» в городской среде, что бы такое «поймать», на что «наброситься». Говоря научным языком, глаз сканирует окружающую среду. Такая активность глаза достигается за счет природы его быстрых движений – саккад. Саккады совершаются постоянно, помимо нашей воли, как с открытыми, так и с закрытыми глазами, как во время бодрствования, так и во время сна. На основании этих данных была сформулирована концепция об автоматии саккад [7].

В окружении гомогенных полей саккады резко увеличиваются по амплитуде, то есть глаза «работают» не в экономном режиме, что неизбежно приводит к ощущению дискомфорта. Например, если человек смотрит на «голую» стену в течение лишь 3 секунд, глаз за это время делает 6-9 саккад и все они приходятся на эту стену, это можно сравнить с ощущением, когда человек делает очередной шаг и не чувствует под ногой твердую почву. Так и глаз, за 3 секунды он около 10 раз «проваливается в бездну». Эта неприятная ситуация приводит к ощущению дискомфорта, вызывает раздражение, а порой и агрессивность.

На автоматию (ритм) саккад влияют и яркость объекта, его размер, конфигурация, что иногда способствует возникновению стресса у человека. Агрессивной визуальной средой является и многолюдье. Толчея на улицах, автобусных остановках и станциях метро воспринимается как среда из большого числа видимых объектов, что тоже является причиной раздражения и стресса человека.

Когда человек находится в лесу, амплитуда саккад уменьшается до минимума, глаз фиксирует то листья, то ветки, кустарники, траву. И всюду глаз находит «свой покой» в комфортной видимой среде [1].

В городских условиях гомогенные визуальные поля образуются торцами зданий, заборами, крышами, асфальтовыми дорогами. Гомогенизация городской среды связана с применением панелей и стекла большого размера, ДСП, пленок, линолеума, фанеры, пластика. Многоэтажный жилой дом с большим количеством окон как образует агрессивное визуальное поле (количество одинаковых элементов), на котором глазу трудно определить, на какое окно он смотрит, так как все окна совершенно одинаковые [3].

В отличие от крупных городов для п. Чишмы не характерна цепь агрессивных видимых полей, что улучшает эстетичность поселка и снижает нагрузку с глаз. Хотя хочется признаться, что по-настоящему красивых зданий в нашем поселке нет или их очень мало. Как нам кажется, раньше больше ценили красоту архитектурных сооружений, архитекторы с душой подходили к постройке каждого дома.

Существуют различия в облике современных и старинных зданий: 1

) в насыщенности элементами – малое их число в современном здании и большое в старинном;

2) в структуре элементов – множество прямых линий и прямых углов в современном здании, и много острых углов и кривых линий в старинном здании;

3) в размерах плоскостей – одна большая плоскость в современном и много плоскостей в старинном здании;

4) в силуэте зданий – упрощенный силуэт в современном здании, вместо которого просто прямая линия без единого элемента, и сложный и разнообразный силуэт в старинном [3].

Для Уфы, как и для других городов России, характерно строительство многоэтажных домов, с целью решения жилищной проблемы. Архитектура города в эстетическом плане несет отрицательный характер так, как зданий с разнообразием зрительных элементов не так много, а если они и существуют, то не вносят разнообразие. В Уфе мало зданий с настенной живописью, при помощи которых удалось бы избавиться от гомогенных полей.

Существуют социальные последствия противоестественной визуальной среды города, такие как:

1. близорукость является самым распространенным дефектом зрения. Для многих стран она стала настоящим социальным бедствием. В городских условиях близорукость встречается в 1,5-2 раза чаще, чем в сельской местности

2. психические заболевания. По данным Всемирной организации здравоохранения процессы урбанизации ведут к неуклонному росту числа психических заболеваний;

3. агрессивность человечества. По утверждению академика Д. Лихачѐва (1993), наблюдается рост агрессивности человечества, в основе чего, по его мнению, лежит бездуховность людей. В агрессивной видимой среде он чаще пребывает в состоянии беспричинного озлобления. Как правило, там, где хуже визуальная среда, больше и правонарушений – хулиганства, пьянства, сквернословия [7].

Практическая часть исследования.

В диагностике приняли участие 50 человек (15-16 лет).

Было проведено тестирование школьников по методике «восьмицветового теста Люшера», разработанной М. Люшером для выявления двух групп испытуемых: с отклонениями психофизического состояния и без них. Далее испытуемые давали оценку психологической комфортности зданий по пятибалльной шкале: 0 – психологически дискомфортно, 5 – психологически комфортно (по методике определения воздействия агрессивных, гомогенных и комфортных полей на психофизиологический комфорт, разработанная Филиным В.А с последующей пятибалльной оценкой).

Работа по оценке комфортности зрительного восприятия зданий и расчету К агр велась отдельно для двух групп школьников – с психофизиологическими отклонениями и без них. Результаты исследования сравнивались.

На основе психофизиологического тестирования была проведена оценка комфортности зрительного восприятия отдельных зданий современной архитектуры (20 тестов) по черно-белым снимкам по пятибальной шкале (1 – очень плохо, 5 – очень хорошо). Затем испытуемым предлагалось оценить эти же здания, но по цветным снимкам по тому же принципу.

После этого рассчитывался коэффициент агрессивности каждого теста по формуле:

Кагр=(1/Р)*100, где Р – среднее число баллов.

Проведя исследования, мы пришли к следующим выводам:

1. Лишь 30% школьников по тесту Люшера, на первые четыре позиции поставили основные цвета, что говорит о том что, у данных испытуемых нет отклонений психофизиологического состояния от нормы, 70% имеют такие отклонения.

2. Рассчитав Кагр по всем 20 фотографиям, мы нашли зависимость между Кагр. и внешним видом зданий. Чем больше в архитектурных сооружениях гомогенных составляющих, тем выше Кагр. наших испытуемых.

Сравнив Кагр. в п. Чишмы и г. Уфа, выяснилось, что Кагр. зданий в г. Уфа выше (30%) по сравнению с п. Чишмы (26%). Проанализировав графики, в которых сравниваются группы подростков с психофизиологическими отклонениями и без них, мы увидели, что подросткам с психофизиологическими отклонениями очень важен цвет объектов. Кагр. у них резко снижается при оценивании цветных фотографий зданий. Делаем вывод, что для людей находящихся в эмоционально-нестабильном состоянии, важен не только внешний вид архитектурного сооружения, но и его цветовое оформление. Несмотря на это, хочется отметить, что в последнее время Уфа преобразилась, появились здания с необычной, современной архитектурой. Но это касается центра города. Если исследовать спальные районы столицы, то гомогенной и агрессивной среды там достаточно, то есть в первую очередь решается жилищный вопрос, и только потом эстетический, который, как теперь выясняется, далеко немаловажный.

Заключение

По утверждению академика Д. Лихачева, в последнее время наблюдается рост агрессивности человечества, в основе чего, по его мнению, лежит бездуховность людей. Бездуховность является источником многих пороков человека. В агрессивной видимой среде он чаще пребывает в состоянии беспричинного озлобления. Как правило, там где хуже визуальная среда, больше и правонарушений – хулиганства, пьянства, сквернословия, т.к. агрессивная среда побуждает человека к агрессивным действиям. Специалисты, ответственные за формирование городской среды, должны хорошо знать обо всех этих фактах. Одновременно должны быть разработаны методические рекомендации по допустимым нормам агрессивных и гомогенных полей в городской среде.

Литература

1. Алексеева Т. Психологический подход в цветовом архитектурном моделировании //Колористика города (материалы Международного семинара) М: 1990. Т II. С 132-137.

2. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. М: Стройиздат, 1977. 125 с.

3. Воробьев Г., Иванова Е. Колористика и экология.//Колористика города (материалы Международного семинара) М: 1999. Т II. С.55-61.

4. Елизаров В. Региональные факторы формирования колористики города. //Колористика города (материалы Международного семинара) М: 1990. Т II. С 260-276.

5. Собчик Л. Н. «Метод цветовых выборов – модификация восьмицветового теста Люшера. Практическое руководство. - СПб. Речь,2007

6. Филин В.А. “Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что – плохо”. М.: ТАСС-реклама. 1997. 312 с. 158 илл. (1-е издание).

7. Филин В.А. Автоматия саккад. М.: Изд-во МГУ. 2002. 8. http://www.videoecology.com/s_soc_ru.html.