Валиханова Лейсан Алтафовна
МБОУ СОШ с.Рсаево Илишевский район РБ
Научный руководитель: Фаршатова М.М., учитель биологии и химии
ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОЛОРАДСКОГО ЖУКА
Актуальность проблемы:
В России основным продуктом питания является картофель, поэтому
его повсеместно выращивают. Колорадский жук – это самый опасный
вредитель картофеля. Появившись в 20-х годах прошлого века на
европейском континенте и передвигаясь, в среднем, по 50-80 км в год, не
считаясь с государственными границами, он добрался несколько лет назад
и до нас.
Жук и его личинки исключительно прожорливы и быстро уничтожают все листья на растении, что ведѐт к снижению урожайности. Кроме того он обладает уникальными способностями для выживания в различных условиях, быстро привыкает к инсектицидам (ядам). Поэтому бороться с колорадским жуком необходимо с ранней весны до поздней осени всеми возможными способами. Однако химические средства угрожают здоровью человека. Необходимо найти экологически чистые средства. А чтобы использование этих средств стало более эффективным, необходимо выявить методом наблюдения уязвимые моменты в развитии колорадского жука, систематизировать научную литературу и отобрать экологически чистые средства борьбы с вредителем.
Цели исследования:
1.Показать какой вред наносит колорадский жук картофелю.
2.Проследить цикл развития колорадского жука и выявить уязвимые
фазы в его развитии.
3. Отобрать наиболее эффективные средства борьбы с вредителем.
Задачи исследования:
- Изучить специальную литературу по теме исследования.
- Методом наблюдения выявить уязвимые места в процессе развития
колорадского жука.
- Систематизировать способы борьбы с колорадским жуком. Провести
анкетирование и опрос с целью получения необходимой информации.
Объект исследования: огород, с.Рсаево, ул.Садовая 17.
Предмет: колорадский жук.
Гипотеза исследования: могу предположить, что колорадский жук –
опаснейший вредитель картофеля. Он причиняет невосполнимый вред
садоводам и огородникам. Следовательно, с ним необходимо бороться
способами, которые не принесут вреда здоровью человека.
Методы исследования: анализ, обобщение, сравнение имеющихся в
наличии материалов по теме исследований, наблюдение, анкетирование.
Считаю, что работа имеет теоретическую и практическую
значимость. Все желающее могут познакомиться с материалами данной
работы для общего развития и получить ответы на некоторые
интересующие вопросы.
На основе проведенных исследований можно сделать следующие
выводы:
1.Изучила биологические особенности колорадского жука, используя
специальную литературу и интернет-ресурсы.
2.Пронаблюдав за жизненным циклом жука, убедилась, что ущерб,
наносимый колорадским жуком, очень большой. Существует реальная
проблема сельскому хозяйству.
3.Выявила, что наиболее уязвимыми местами в развитии
колорадского жука являются стадии яйца и личинки. Чем старше
становится жук, тем сложнее с ним бороться.
4.Систематизировала способы борьбы с жуком. Постаралась
определить безвредные для здоровья методы. Разработала буклет-памятку
для садоводов и огородников
Решила продолжить наблюдение за колорадскими жуками летом
2014 года для получения более полной информации.
Список используемой литературы и интернет-ресурсов
1. Хлебович В.В. Агрозоология. М.: Агропромиздат, 1991. 162с.
2. Фабр Ж.А. Инстинкт и нравы насекомых. Том 1. М.: Терра, 1993. 590 с.
3. Фабр Ж.А. Инстинкты и нравы насекомых. Том 2. М.: Терра, 1993. 606 с.
4. Мамаев В.М. Школьный атлас – определитель насекомых: Кн. для
учащихся. М.: Просвещение, 1985. 160 с.
5. Энциклопедический словарь юного земледельца. М.: Педагогика, 1983.
368 с.
6. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Ботаника. М.: Издательство “Астрель”, 2003. 390 с.