Акмуллинская олимпиада

Валиханова Лейсан Алтафовна МБОУ СОШ с.Рсаево Илишевский район РБ

Научный руководитель: Фаршатова М.М., учитель биологии и химии

ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОЛОРАДСКОГО ЖУКА

Актуальность проблемы: В России основным продуктом питания является картофель, поэтому его повсеместно выращивают. Колорадский жук – это самый опасный вредитель картофеля. Появившись в 20-х годах прошлого века на европейском континенте и передвигаясь, в среднем, по 50-80 км в год, не считаясь с государственными границами, он добрался несколько лет назад и до нас.

Жук и его личинки исключительно прожорливы и быстро уничтожают все листья на растении, что ведѐт к снижению урожайности. Кроме того он обладает уникальными способностями для выживания в различных условиях, быстро привыкает к инсектицидам (ядам). Поэтому бороться с колорадским жуком необходимо с ранней весны до поздней осени всеми возможными способами. Однако химические средства угрожают здоровью человека. Необходимо найти экологически чистые средства. А чтобы использование этих средств стало более эффективным, необходимо выявить методом наблюдения уязвимые моменты в развитии колорадского жука, систематизировать научную литературу и отобрать экологически чистые средства борьбы с вредителем.

Цели исследования:

1.Показать какой вред наносит колорадский жук картофелю.

2.Проследить цикл развития колорадского жука и выявить уязвимые фазы в его развитии.

3. Отобрать наиболее эффективные средства борьбы с вредителем.

Задачи исследования:

- Изучить специальную литературу по теме исследования.

- Методом наблюдения выявить уязвимые места в процессе развития колорадского жука.

- Систематизировать способы борьбы с колорадским жуком. Провести анкетирование и опрос с целью получения необходимой информации.

Объект исследования: огород, с.Рсаево, ул.Садовая 17.

Предмет: колорадский жук. Гипотеза исследования: могу предположить, что колорадский жук – опаснейший вредитель картофеля. Он причиняет невосполнимый вред садоводам и огородникам. Следовательно, с ним необходимо бороться способами, которые не принесут вреда здоровью человека.

Методы исследования: анализ, обобщение, сравнение имеющихся в наличии материалов по теме исследований, наблюдение, анкетирование.

Считаю, что работа имеет теоретическую и практическую значимость. Все желающее могут познакомиться с материалами данной работы для общего развития и получить ответы на некоторые интересующие вопросы.

На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1.Изучила биологические особенности колорадского жука, используя специальную литературу и интернет-ресурсы.

2.Пронаблюдав за жизненным циклом жука, убедилась, что ущерб, наносимый колорадским жуком, очень большой. Существует реальная проблема сельскому хозяйству.

3.Выявила, что наиболее уязвимыми местами в развитии колорадского жука являются стадии яйца и личинки. Чем старше становится жук, тем сложнее с ним бороться.

4.Систематизировала способы борьбы с жуком. Постаралась определить безвредные для здоровья методы. Разработала буклет-памятку для садоводов и огородников

Решила продолжить наблюдение за колорадскими жуками летом 2014 года для получения более полной информации.

Список используемой литературы и интернет-ресурсов

1. Хлебович В.В. Агрозоология. М.: Агропромиздат, 1991. 162с.

2. Фабр Ж.А. Инстинкт и нравы насекомых. Том 1. М.: Терра, 1993. 590 с.

3. Фабр Ж.А. Инстинкты и нравы насекомых. Том 2. М.: Терра, 1993. 606 с.

4. Мамаев В.М. Школьный атлас – определитель насекомых: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1985. 160 с.

5. Энциклопедический словарь юного земледельца. М.: Педагогика, 1983. 368 с.

6. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Ботаника. М.: Издательство “Астрель”, 2003. 390 с.